Первое приземление человека на Луну, исследование поверхности Марса и попытки коммерческих полетов в космос — это проекты зарубежных специалистов, где Россия не является общепринятым лидером. Успехи конкурентов в большей части интерпретируются как неудачи России, некогда первой страны, которая запустила человека в космос.
Но это лишь оценочные суждения. По словам главы НПО автоматики Андрея Мисюры, России не только есть чем гордиться на современном этапе покорения космоса, но и во многом мы — являемся передовиками, которые не кричат о своих успехах, а ежемесячно доказывают это делом. О том, почему россиянам, и в частности уральцам, есть чем гордиться в космической отрасли — в интервью на URA.RU.
— Андрей Васильевич, есть ли интерес у коммерческих организаций России создавать какие-то аналоги кораблям Илона Маска? Есть ли возможность у НПО автоматики взаимодействовать с передовиками, которые могут такие вещи у нас создавать?
— Во-первых, космос открыт для частных компаний. В России в том числе. Например, «КосмоКурс», «S7» с проектом «Морской старт». Тема востребована, потому что, с точки зрения эволюции человечества, следующий этап развития — это экспансия космоса.
Обыватели уже используют результаты космической деятельности: связь, дистанционное зондирование Земли, карты, навигация, метеоданные — эту информацию люди получают со спутников. Дальше будут появляться все больше и больше новых проектов. Уже сейчас говорят о медицине, изготовлении новых деталей и материалов, которые можно делать только в невесомости. Освоение ближайших космических объектов. Очевидно, что эти события произойдут в ближайшей перспективе. Мы доживем до этого, я уверен.
Поэтому на этот рынок сегодня смотрят с интересом крупные инвесторы. В том числе и российские. Для того, чтобы сделать что-то классное, необходимо собрать квалифицированную команду и не жалеть денег.
— Есть ли сейчас человек, который этим может быть заинтересован в России? Сколько это может занять времени?
— У меня есть подход: чтобы любое дело стало приносить результат, необходимо им заниматься 5 000 часов. Надо просто этим заниматься, и тогда будет результат. То же самое и в космических технологиях.
Я думаю, что надо говорить про пять лет. Пять лет — и будет результат. НПО автоматики сейчас активно сотрудничает с разными заказчиками. И, конечно, мы готовы наши компетенции, наш задел применять в коммерческих проектах. И с «КосмоКурсом» мы по такой же схеме работали. У нас с ними был заключен договор, они нам платили деньги, мы по этому договору работали. Сделали аванпроект, отчитались за него, они его приняли.
Мы готовы сделать дешево, быстро. И у нас есть серьезная научно-инженерная школа и производственные мощности. Опытно-конструкторские работы по «Союзу-5» (двухступенчатая ракета-носитель среднего класса, прим. ред.) длились три с половиной года. Примерно за это же время мы готовы сделать систему управления для новой ракеты-носителя.
— Есть ли такие интересанты, которые предварительно обращались к вам?
— Пару лет назад у нас были разговоры с «S7». Сейчас мы участвуем в опытно-конструкторских работах проекта «Крыло СВ», которые финансируют государственные фонды развития. Это интересная тема: легкая ракета с возвращаемой ступенью. Это не заказ по линии госкорпорации, мы просто являемся участниками кооперации с другими предприятиями Роскосмоса. Нас привлекают на эти работы, потому что фактически в России у нас — одна из самых мощных научно-инженерных школ в части управления ракет-носителями. Поэтому нас приглашают.
Более того, у нас очень хороший ценник в части себестоимости. У нас очень низкие накладные расходы. Мы конкурируем, в этом плане, с гражданским рынком по другим товарам. Более того, малые компании сейчас заказывают у нас различные этапы производства своих изделий: литье, механообработку, монтаж компонентов и изготовление печатных плат.
— Вы упомянули компанию «КосмоКурс», которая планировала заниматься космическим туризмом. Недавно ее руководитель заявил о закрытии проекта…
— По поводу истории с космическим туризмом: мы понимали, что будут сложности. Но, тем не менее, мы энтузиасты своего дела. Мы хотели, чтобы проект был успешным. И очень жаль, что этого не получилось. Лично для меня — это серьезная неудача. И наша команда, конечно, расстроилась, что эта работа не прошла дальше.
— По вашим словам, Россия — одна из передовиков разработки ракет-носителей. Мы уступаем или опережаем США в этом аспекте?
— Лучше слов могут быть только дела. Сегодня услугами коммерческих пусков на «Союзе-2» пользуются европейцы и американцы. Это говорит о том, что наша система конкурентоспособна. Что будет завтра, я вам не скажу, потому что за отрасль в целом я говорить не компетентен.
Но у нас есть новая система управления для «Союза-5», она гораздо лучше, чем для «Союза-2» с точки зрения вычислительных мощностей и технологичности. Она дешевле и легче, а вес очень важен для космоса: выводить грузы на орбиту очень дорого.
— После системы управления, которую вы создаете для «Союза-5», есть ли уже какие-то планы по другим проектам?
— У нас сейчас в разработке семь проектов. Пара из них — аппаратура для возвращаемой ступени (аналогичную систему прорабатывает американская компания SpaceX Илона Маска — прим. ред.) и системы управления для работы в космосе с обработкой видеоинформации. Для нас это крутая интересная задача. Она нас сильно толкнет вперед.
— Это инициатива предприятия, или есть какой-то заказ извне?
— Это, в основном, всегда заказ извне. Для нас головной заказчик — Роскосмос. Но за заказ надо бороться, и мы боремся. В свое время за «Союз-5» у нас была конкуренция и были конкурсы. В итоге, наш технический уровень победил.
За нашу конкурентоспособность говорит и то, что мы с 2004 года осуществили 119 успешных пусков ракет-носителей с системой управления, разработанной в НПО автоматики. На наших ракетах летают иностранцы, выводят свои грузы, космонавтов. И ни одного случая аварии в полете новой системы управления. Кроме того, функционирование МКС осуществляется за счет грузов, которые выводятся ракетой-носителем «Союз-2».
Автор: Павел Маркуш